22/21 Дней/Ночей | 3 Участники | 150000 Бюджет поездки |
Прежде, чем продолжить описывать наш автотрип, дам пару советов тем, кто еще только собирается в Грузию.
Совет 1: Еда в Грузии.
Собираясь поехать в Грузию, прежде всего, основательно проголодайтесь. Не ешьте примерно три дня или неделю, а еще лучше полгода. Желательно никакой еды. В противном случае вы просто не сможете съесть все, что вам приносят в местных кафе и ресторанах. Порции здесь действительно огромные и нашей большой ошибкой было то, что мы по привычке заказывали первое, второе, третье и компот. Иногда мы
даже были благодарны официантам, которые забывали внести в заказ одно из блюд.
Этот совет можно сформулировать менее умно — заказывайте одно блюдо на двоих, или два на троих. Правда, с нами это не сработало — попробовать хотелось всего и сразу. Вариант с тем, чтобы заранее спрашивать у официантов про размер порции тоже не работает — они говорят: «небольшая порция», а затем приносят огромное корыто.
Совет 2: Попутчики.
Тщательно отнеситесь к выбору попутчиков и заранее обговорите правила поведения в своем боевом пепелаце. Я заранее назначил себя капитаном, Ксендрию — штурманом, а Саню (нашего попутчика) — старшим помощником. Распределил роли: тот кто едет на переднем пассажирском -следит за тем, чтобы водитель не залипал, всячески развлекает его, дублирует знаки, предупреждает о поворотах и препятствиях (коровы!), следит за показаниями приборов и корректирует маршрут на навигаторе; тому кто едет сзади разрешается спать и подкармливать водителя, по команде водителя «Ой, сиди там и непизди!» задний пассажир должен немедленно сидеть молча. Смена водителя — каждые два часа или ранее, если водитель устал. Перекуры только на заправках и при смене водителя. Так вот, наш попутчик Саня безукоризненно следовал этим простым правилам, более того, часто справлялся сразу с двумя ролями одновременно — сидел там сзади и подсказывал ближайшие маневры по навигатору. Во многом благодаря этому за всю поездку практически не было ссор.
Кроме того, неплохо, когда попутчики — не зануды: мы, например, всю дорогу играли в игры — банальные «да-нетки» и тому подобное. В пути мы придумали новую игру, называется «Не смотри на корову!», правила простые: тот, кто посмотрел на корову — проиграл. Учитывая, что коровы по дорогам Грузии ходят, как коровы по Индии, водителю в эту игру играть опасно, поэтому игру мы упростили и по новым
правилам их просто нельзя было называть коровами. Ну, можно было например сказать так: «Аккуратней, по дороге идет стадо тех, кого нельзя называть».
Именно от попутчиков зависит какой будет дорога — быстрой и веселой, или скучной и нудной. Поэтому совет очень простой —
берите с собой Саню.
Совет 3: Навигация по Грузии.
Не доверяйте навигаторам! Часто навигаторы не понимают разницы между асфальтированной дорогой и адской грунтовкой где-то в
горах и поэтому запланированный час пути растягивается на два-три и более. У нас основным навигатором было мобильное приложение maps. me (которое в чистом виде навигатором то и не является) — вполне годное приложение, с хорошей детальной прорисовкой дорог и обозначением многих достопримечательностей. Тем не менее, после того, как мы не смогли проехать в Телави (об этом в конце поста), мы решили дублировать маршрут по гуглокартам и расхождения маршрута обсуждать в остановочных пунктах.
Совет очень простой — перед началом поездки строить маршрут на основном навигаторе, сверять с этим же маршрутом в другой навигационной программе, а если есть сомнения в правильности — смотреть на форумах. Еще лучше посоветоваться с местными, тем более в Грузии, где нет языкового барьера и по-русски объясниться можно почти с каждым.
На сегодня бесплатных советов достаточно, теперь о военно-грузинской дороге.
Военно-грузинская дорога соединяет Владикавказ и Тбилиси и является одной из самых живописных дорог, которые я когда-либо видел. Расстояние от Степанцминды до Тбилиси всего 150 км., но это очень интересные километры — серпантины и ущелья, перевалы и низины, Арагви и Кура (как у Пушкина), при этом качество дорожного покрытия — мое почтение!
По дороге достаточно много достопримечательностей — Крестовый перевал, храмы, замки, водопады и так далее, но останавливались мы только в двух местах — Арка дружбы и крепость Ананури.
Сама арка на фото не попала — я не фанат советского конструктивизма, мозаики и прочего, для меня ценнее открывающиеся виды.
На площадке перед аркой местные торгуют медом, чурчхелой, магнитиками и прочими сувенирами, есть небольшая кафешка, где можно попить грузинского чая или перекусить. Есть и прочие развлекухи — прогулки на квадроциклах и лошадях, полеты на параплане, хотя, помня о случае с Мэри Поппинс, я бы не рискнул.
После посещения арки мы двинули дальше по военно-грузинской дороге — погода постоянно менялась: небольшой дождик сменялся ливнем, затем наступало прояснение и снова дождик. С учетом того, что дорога постоянно петляла мы несколько раз въезжали в один и тот же дождь. Ксендрия не выпускала телефон из рук, поэтому у нас в архиве куча видео с этой дороги в разных режимах (когда-нибудь я научусь монтировать видео!)
Дорога, как я уже говорил очень не скучная — пейзажи постоянно меняются, нет однообразия привычных нам дорог.
Следующая остановка была у крепости Ананури, расположенной в одноименном селе. Крепость, несмотря на то, что древняя (новоделы в список охраняемых объектов ЮНЕСКО вроде бы не вносят), отлично сохранилась, либо так ловко отреставрирована.
Крепость расположена на берегу Жинвальского водохранилища, как я понял, излюбленного места отдыха местного населения — повсюду на берегу отдыхающие: жарят шашлыки, поют грузинские песни, купаются, загорают, ловят рыбу.
У водохранилища мы зависли надолго — искали плоские камни и пускали лягушек (блинчики, жабки — по-разному называют), тем самым раздражая рыбаков. Победила Ксендрия (в пускании лягушек, а не в раздражании рыбаков).
Далее по плану у нас была ночевка в Телави, небольшом городке, прославившимся в день выхода на большие экраны художественной фильмы «Мимино». Навигатор показывал, что до конца маршрута осталось около 90 км., поэтому мы не сильно торопились — солнце было еще высоко, по плану мы должны были прибыть в ранних сумерках.
Однако в районе Жинвали, после съезда с военно-грузинской дороги, качество дороги резко ухудшилось, а спустя несколько километров асфальт закончился вообще — мы доехали по щебенке до поворота, который вел на узкую грунтовку, уходящую куда-то в горные леса и дальше уже не поехали. Машин ни попутного, ни встречного направления не было, интернета ни у кого из нас не было тоже (симку купили только на следующий день), поэтому пришлось вернуться немного назад, чтобы спросить у местных — не пытается ли навигатор нас угробить. После разговора с местными мне стало понятно, что дорога через Ахмету — это примерно 40-50 километров узкого грунтового серпантина через горный перевал и часов 6-7 времени в пути. Позже я узнал, что этот маршрут пользуется популярностью у джипперов, ну у таких ребят на проходимых машинах, оборудованных лебедками и прочими ништяками. Понимая, что осталось максимум два часа светлого времени суток, ехать по этой дороге мы не решились — не очень хотелось остаться ночевать в лесу, среди волков, белок и прочих хищников.
Мы доехали до ближайшего кафе с вай-фаем, убедились, что правильно сделали, не поехав через Ахмету, тут же перебронировали отель, перестроили маршрут, отказавшись от Телави, и отправились в другой город Кахетии — город любви Сигнахи, о котором я расскажу в следующем посте.